Учредитель фирмы - сам Александр Меньших. На протяжении последних лет фирма особых доходов ему не приносит. Выручка 2018 года - 975 тысяч рублей, 2019 года - 2,6 млн, оба года компания была убыточной. И вдруг на фоне таких скромных оборотов скромное ООО со статусом «микропредприятие» , находит почти полмиллиарда рублей, чтобы купить целый завод. Вопросов, откуда возьмутся средства, ни у кого из организаторов торгов не возникло.Подобный всплеск неслыханной щедрости не так давно наблюдали в Саратове, когда некое ООО «Здоровое наследие» обещало заплатить долги ГК «Астэк», уплатив по обязательствам ТД «Центральный» и универмага «Детский мир» свыше 800 млн рублей при том, что выручка самой фирмы равнялась нулю. «Детский мир» своих миллионов не дождался. Купила ли компания Меньших самарский завод, станет ясно лишь тогда, когда в соответствующем разделе портала о банкротствах появятся, наконец, официальные результаты декабрьских торгов.
Швидак самоизолирован по решению суда
Между тем пресса соседней области пестрит новостями об уголовных делах и криминальных банкротствах с участием знаковых фигур самарского делового мира. По странной случайности все они хорошие знакомые, а временами и партнеры господина Меньших. В конце октября прошлого года под арест угодил Александр Швидак - весьма известный в Самаре деятель, ныне подозреваемый в мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ). Уже в ноябре суд отпустил его под домашний арест до 25 декабря, по последним данным, он до сих пор там находится, а расследование продолжается. На плечах своего отца, крупного самарского промышленника, Швидак-младший сначала въехал в золотую сотню «Форбс», а затем разорился. Очень сильно помог ему в этом питерский компаньон Вадим Егиазаров: исследования в самарской периодике повествуют о плачевной судьбе СПЗ-групп (несколько мощных производителей подшипников с многомиллиардными оборотами), заводов «Волгабурмаш» и «Самарский буровой инструмент». Сейчас Александру Швидаку вменяются 59 миллионов рублей, взятые взаймы у компании «Волгатепснаб» (Швидак был там членом совета директоров) и не возвращенные. «Волгатепснаб» фигурирует еще в одном уголовном деле, которым занимается местное УМВД - о выводе из компании денежных средств и ущербе на сумму 109 млн рублей.Номинал деяний в ОАО «Самарский подшипниковый завод» гораздо больше. Конкурсный управляющий предприятия сейчас пытается привлечь к субсидиарной ответственности на 3,59 млрд рублей контролирующих СПЗ лиц, в числе которых Вадим Егиазаров и Александр Швидак.Не спит и полиция: как сообщает издание «Волга Ньюс», в апреле 2020 года в отношении неустановленных лиц из числа руководителей Самарского подшипникового завода было заведено уголовное дело по ст. 196 УК РФ (преднамеренное банкротство). По версии следствия, неустановленное лицо из числа руководителей СПЗ совершило заведомо убыточные для завода сделки по отчуждению имущества предприятия в виде 25 земельных участков, 71 объекта недвижимости. В ООО «Самарский буровой инструмент» - похожая история, здесь в 2016 году, по версии следствия, некто из числа руководителей произвел отчуждение имущества и денежных средств, причинив компании особо крупный ущерб. В итоге возбуждено уголовное дело возбуждено по ст. 195 УК РФ, ч. 1 (неправомерные действия при банкротстве).
Тайна банкротства самарского резервуарного
В печальном списке, который принято связывать со Швидаком, фигурирует и ОАО «Самарский резервуарный завод». По информации «Волга ньюс», уголовная эстафета по «памятным местам» Александра Швидака стартовала именно с Самарского резервуарного! Здесь, по версии следствия, неустановленные лица из руководства провернули интересную комбинацию: не позднее июня 2016-го из предприятия было выведены активы на сумму порядка 932 млн рублей.По данным ЕФРСБ, как раз в июне 2016 года произошло собрание кредиторов ОАО «СРЗ», где было принято решение о замещении активов. Старый советский завод, приватизированный в 1992 году, передал во вновь образованное АО с тем же именем активы (точнее, весь свой имущественный комплекс) на обозначенные 932 млн рублей. Взамен предприятие получило 100% акций вновь образованной компании.Сейчас этот пакет продается с торгов, в ОАО введено конкурсное производство. И это понятно, ведь оставшись без активов, завод утратил возможность расплачиваться с кредиторами. Да к тому же хитроумный кунштюк стал поводом для возбуждения уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ст. 196 УК РФ (преднамеренное банкротство). Кстати, господину Меньших Швидак и Егиазаров знакомы очень хорошо - у них были общие проекты, где бенефициар «Региона» выступал и совладельцем, и наемным менеджером. Поэтому стоит ли удивляться, что АО «Самарский резервуарный завод» обнаружилось на корпоративном сайте самарской ГК «Регион»? Правда, сразу и не скажешь, кто же входит в холдинг и заодно в плеяду «самых мощных предприятий Поволжья» (так преподносит себя ГК): то ли дряхлый банкрот с долгами в полтора миллиарда, то ли новенькое, с иголочки акционерное общество, куда ушли мощности ветерана советской индустрии? На сайте фигурирует ОАО, но по переходу попадаешь на АО, созданное в 2018 году. При этом биография новорожденного ведет отсчет с …1949 года, у вундеркинда куча допусков и сертификатов, выданных задолго до его рождения. Почему же, прибрав к рукам имя и репутацию, АО-клон не взяло у родителя ни рубля долгов? Может быть, в масштабах холдинга с оборотами в миллиарды рублей это мелочь, но - мелочь показательная.
Овечка Долли
Интересно, что Александр Меньших и ГК «Регион» давно бьются за светлое будущее Саратовского завода резервуарных металлоконструкций. Сначала «Регион» пришел с намерением стать долгосрочным инвестором, но через несколько месяцев отношения с саратовским заводом, попавшим в серьезный переплет, разладились.Тогда «Регион» сделал ход конем, купив долги завода перед ООО «СКБ-паритет» на 189 млн рублей. Ранее это был кредит Сбербанка, под который предприятие заложило 90% своего имущества. Не исключено, что переуступка долга прошла с хорошим дисконтом.Известно, что 10 декабря 2020 года были объявлены повторные торги имуществом АО АП РМК, все активы предприятии (кроме газопровода) были сгруппированы в лот стоимостью 405,4 млн рублей. На предыдущих торгах, 28 октября, то же самое имущество выставлялось за 450,5 млн рублей. Торги проходили на площадке Российского аукционного дома, но были признаны несостоявшимися, как и торги номер два - из-за отсутствия допущенных участников. Между тем, по некоторым данным ГК «Регион» вроде бы уже внес многомиллионный залог, пытаясь застолбить за собой право на саратовский завод, и приступил к активным действиям, которые так и хочется назвать "фальстарт". «Самарское обозрение» 9 ноября сообщило, что на покупку актива в Саратове Меньших якобы готов потратить от 200 до 500 миллионов рублей. То есть, вкупе с уплаченными за самарский завод 438 миллионами, сумма набегает приличная. Есть ли у г-на Меньших такие средства? Не вышло ли так, что одними и теми же деньгами он пытается расплатиться сразу за два завода - самарский и саратовский? Но, возможно, мы не правы - ведь в Саратове «Регион» уже пошел по обкатанной схеме и создал на паях с компанией «Промышленные технологии» клон действующего предприятия - АО «Саратовский завод РМК». Компания «Промышленные технологии» позиционирует себя как официального представителя «Самарского завода котельно-вспомогательного оборудования и трубопроводов». Это предприятие, скорее всего, и возьмет на себя часть финансового бремени по покупке и модернизации саратовского актива.
И тут всем надо бы насторожиться. Зная бурное прошлое гражданина Меньших и его недавние заявления о том, что производство на саратовском заводе РМК нужно остановить, поневоле задаешься вопросом: а куда вырулит это новое партнерство? Что оно принесет сотням тружеников завода РМК и саратовскому бюджету?Оборудование на саратовском предприятии давно нуждается в обновлении, необходим ремонт зданий и сооружений, подъездных железнодорожных путей. Уже на первом этапе в производство необходимо инвестировать минимум 70-80 млн рублей, и это только начало. Готов ли «Регион» на эти затраты? Не стоит забывать, что саратовский завод для самарцев сейчас, по сути, конкурирующее производство. Вдруг на свет появилась еще одна овечка Долли, с которой Саратовская область даже клочка налогов не настрижет?