Были и сплыли: у Бастрыкина есть вопросы к Фонду развития территорий. Смотрим, кто увел 20 квартир в Энгельсе у ПП «ЖБК-3»

Из банкротства ЗАО «ПП «ЖБК-3» может вырасти уголовное дело о мошенничестве. Как выяснил «БВ», признаки преступления усмотрел СУ СКР по Саратовской области. С учетом внимания к региону главка Следственного комитета, возможно и этот вопрос попадет под контроль Александра Бастрыкина.

Сейчас региональное управление проводит проверку, по итогам которой должно быть принято правовое решение. Вопросы у следователей появились не к застройщику, а к сотрудникам Фонда развития территорий. Именно в их действиях, по мнению СУ СКР, могут обнаружиться признаки правонарушения по части 3 статьи 159 Уголовного кодекса.

Корень зла — в связях должника с другим скандальным застройщиком-банкротом, компанией ООО «Новострой 21 век». Последняя аффилирована экс-депутату Саратовской облдумы Алексею Сергееву.

Подробности хорошо просматриваются из материалов обособленного судебного спора ЗАО ПП «ЖБК-3» в лице конкурсного управляющего Дмитрия Храмова с региональным Фондом защиты дольщиков и ЖСК «Согласие».

Оказывается, из конкурсной массы ПП «ЖБК-3» уплыли 20 квартир в доме «Согласия» в Энгельсе по улице Краснознаменной, 48. Дом этот возводил когда-то «Новострой 21 век», а заканчивал потом областной Фонд защиты дольщиков. Но 20 квартир в нем, как считает управляющий, ушли в распоряжение Фонда незаконно. Они принадлежат ПП «ЖБК-3».

ЖСК «Согласие» - кооператив, созданный для того, чтобы завершить проблемный дом на Краснознаменной. Фонд защиты дольщиков искал для него нового застройщика через закупочные процедуры, победителем тендера стало ООО «ПДПстрой», аффилированное нынешнему главе Энгельсского района Дмитрию Плеханову. Дом «Согласия» ввели в строй 29 июня 2022 года. А 20 квартир, как свободные от прав дольщиков, ЖСК передал Фонду уже после сдачи дома, 4 августа 2022 года.

Как считает управляющий ПП «ЖБК-3», данное соглашение должно быть признано недействительным. То, что дольщики ЖСК «Согласие» не претендовали на эти квартиры, еще не значит, что они свободны от прав третьих лиц. Арбитражный суд Саратовской области еще 6 октября 2021 года включил их в конкурсную массу ЗАО «ПП «ЖБК-3».

Больше того, определение от 6 октября – это не отмена сделки, а утвержденное мировое соглашение, в котором присутствовали 3 стороны: «ЖБК-3», «Саратовоблжилстрой» и ЖСК «Согласие». Отменить мировое соглашение суд не может, его условия должны выполняться. Тем не менее, разбирая спор в другом составе, областной арбитраж вынес решение, которое подрубало на корню его же собственное определение! Хотя никакого права распоряжаться жильем ЖСК «Согласие» сторона мирового соглашения, уже не имело. Оно должно было честно исполнять его условия, а не разбазаривать квартиры направо и налево.

Биография у спорного объекта достаточно пестрая. Из материалов дела ясно, что ЗАО «ПП «ЖБК-3» сначала уступило свои паи «Саратовоблжилстрою» бывшего облдепа Леонида Писного по договору о зачете взаимных обязательств от 2 октября 2020 года. Эту сделку и оспорил в рамках банкротства ПП «ЖБК-3» конкурсный управляющий.

Но саратовский арбитраж, рассмотрев 26 сентября этого года обособленный спор, требования управляющего ПП «ЖБК-3» отклонил. Будто никакого мирового и не было в помине. Между тем, ситуация с квартирами сложилась весьма непростая и вполне может потянуть на уголовное дело.

Во-первых, в договоре о передаче квартир — три стороны. Это ЖСК «Согласие» как заказчик, федеральный Фонд защиты дольщиков (сейчас преобразован в Фонд развития территорий) и аналогичный фонд областной. Именно федеральная организация финансировала достройку, а потому внимание СКР уже на первоначальном этапе приковано к ней.

Региональный фонд выступал в роли застройщика, поэтому кооператив был обязан передать ему всю недвижимость, что останется в доме после того, как дольщики получат свои квартиры — 91 жилое помещение из 119. Таким образом, саратовскому фонду было передано 25 помещений, в том числе 22 квартиры. Куда он сплавил эту недвижимость и кому отдал деньги – уж не федеральному ли фонду, и предстоит выяснить следователям. Согласно выпискам из ЕГРН, на 26 октября 2022 года за областным Фондом защиты дольщиков из числа спорных квартир на Краснознаменной осталось всего 3 штуки.

Что касается арбитражных разбирательств, то выводы суда первой инстанции выглядят, по меньшей мере, сомнительными, если не сказать больше. Дескать, раз с мая 2015 года ЗАО «ПП ЖБК-3» числился кредитором ООО «Новострой 21 век» с правами требования четырех квартир в доме по Краснознаменной, то, значит, «ЖБК-3» - такой же член ЖСК «Согласие». А раз компания принять ее в кооператив не просила и заявление не подавала, то на ее интересы и собственность можно наплевать. А потому, когда члены ЖСК «Согласие» на собрании 17 июля 2022 года провели собрание и приняли решение расторгнуть договоры паенакопления с ЗАО ПП «ЖБК-3» и квартиры передать Фонду защиты дольщиков, они, считает обларбитраж, были в своем праве.

Сейчас это решение оспорено, дело ушло в апелляцию и пока оставлено без движения до 27 ноября. Между тем, у дольщиков ЖК «Победа» в Саратове, к строительству которого приложило руку ПП «ЖБК-3» накопились претензии к областному Фонду – ведь если квартиры на Краснознаменной принадлежат должнику, то с их помощью можно было бы решить проблему тех дольщиков, которые остались без компенсации. Именно поэтому в СУ СК РФ и было подано заявление о возможных противоправных действиях директора областного Фонда Татьяны Одинцовой. Но следствие, похоже, не собирается ограничиваться лишь одной Саратовской областью и может начать искать виновных уже в Москве.