«РусГидро» нашло золотое дно: как энергетики зарабатывают на обмелевшей Волге и не пора ли Саратову что-то с этим делать

Уровень воды в Волге упал до катастрофической отметки. Жители Поволжья, Саратовской области в том числе, видят, как на глазах поднимаются новые острова, обнажаются затонувшие в прошлом веке суда. Пользуясь случаем, граждане устраивают на берегу субботники, но в то же время с ужасом наблюдают, как гибнет рыба. По мнению «Нашей Версии», в основе обезвоживания Поволжья лежит чья-то прибыль и ее главный приобретатель - ПАО «РусГидро». Каскад водохранилищ на Волге, напоминает издание, строился как раз для того, чтобы таких обмелений избежать. В идеале система должна была регулироваться так, чтобы обеспечить и судоходство, и рыболовство, и водозабор, и получение электроэнергии на гидроэлектростанциях. Но что-то пошло не так.
- Надо менять систему пропусков на ГЭС. Воды в реке достаточно. Надо просто ею распоряжаться в интересах реки и речного флота, а не определённых компаний, прокомментировал ситуацию для издания глава нижегородского экоцентра «Дронт» Асхат Каюмов. Как пояснил эксперт, первые разговоры об обмелении Волги начались 5 лет назад. Экологи сравнили показатели объемов воды, протекающей в год у гидроузла Волгоградской ГЭС с 1979 года и современные показатели. Как выяснилось: объемы остались прежними, даже чуть выросли. Почему же ГЭС нужно еще больше воды?
В этом году проблема встала особенно остро и ее подняли на федеральном уровне. Спикер Госдумы Вячеслав Володин разнес главу Росводресурсов Дмитрия Кириллова за «низкий уровень принятия решений». Именно это ведомство отвечает за работу гидроузлов всех ГЭС, которыми заправляет «Русгидро». Ведущий инженер Института водных проблем РАН Сергей Беднарук обрисовал ситуацию так: последние годы повышенный уровень воды в Волгоградском водохранилище поддерживался за счет верхних, в том числе Куйбышевского. А в этом году Росводресурсы решили притормозить. Он прогнозировал, что если «кто-то из губернаторов пожалуется», ситуативные решения будут, и Саратовская область хоть немного воды, но получит за счет Татарстана или Ульяновской. Так и случилось, почти сразу после этих слов уровень воды в районе Саратова поднялся почти на 40 см. Зато тревогу забили ниже по течению, в Волгограде, где возник риск перебоев с работой городского водопровода.
Весь каскад плотин 70 ГЭС сейчас принадлежит «Русгидро», оно их получило в 2004 году в ходе реформы РАО «ЕЭС России», с подачи возглавлявшего эту корпорацию тогда Анатолия Чубайса. Судьбой Волги и уровня воды в ней «Русгидро» последний раз интересовалось, когда в 2007 году проектировало подъем Чебоксарского водохранилища. Но в 2013 году проект был возвращен Госэкспертизой на доработку и с тех пор компания предпочитала наращивать высоту плотин да затапливать новые участки.
Правда, у специалистов есть и своя версия: поднимать водохранилища - толку мало, кроме проблем с экологией. это ничего не даст, нужна работа более мелкая и кропотливая. А именно, расчищать впадающие в Волгу малые реки, контролировать вырубку лесов и распашку земель у истоков. Но это работа многих лет, сотни миллиардов на ней в короткий срок не освоишь, размышляет «Наша Версия». От такого подхода к использованию волжской воды страдает рыба. Росрыболовство уже готово запретить ловить даже воблу, которой осталось крайне мало. А осетровые, чьих мальков выпускают в реку каждый год, давно не могут воспроизводиться сами. Причина на поверхности - летом вода в Волге цветет по несколько месяцев и сине-зеленые водоросли забирают кислород, рыба гибнет от удушья. Зимой водохранилище промерзает на мелководье, весной несвоевременные сбросы с плотин ГЭС не дают рыбе отнереститься. Обмеление доставляет проблемы не только биоресурсам. Судоходству оно тоже не на пользу. В этом году на мели оказались 3 крупных судна - круизный лайнер "Илья Муромец" летом в Нижегородской области у Городца, в июне - пароход "Павел Бажов" под Астраханью, в октябре - паром в Татарстане между Аракчино и Верхним Услоном. А ведь по Волге ходят не только пассажирские, но и грузовые суда. С введением санкций возросло значение пути по маршруту Волга - Каспий в Иран. Кто ответит, если на мели окажется зерновоз?
Проблем с водозабором пока нет. Но жалоб местного населения - достаточно. Между тем электрогенерация остается единственной отраслью, которая в этих условиях процветает. По данным «РусГидро» за 2022 год Каскад Верхневолжских ГЭС выработал 1455 млн кВт⋅ч, выше среднемноголетних значений. А Волжско-Камский каскад принес за тот же срок 39,6 млрд кВт⋅ч.
Между тем, даже в гигантском федеральном проекте "Оздоровление Волги", рассчитанном на 2019-2024 годы повышению уровня воды уделяется мало внимания. Минстрой в рамках проекта отвечает за реконструкцию очистных, Минприроды - за уборку мусора на берегах, Росводресурсы и Росрыболовство - за оздоровление Волго-Ахтубинской поймы. Объем бюджетного финансирования проекта - 117 млрд рублей. Участие регионов довольно скромное. Татарстан в прошлом году выделил 220 млн рублей на укрепление 0,5 км Куйбышевского водохранилища близ устья Камы, в то время как там размыто 260 км берега. У Саратова главной проблемой как были так и остаются много лет очистные в черте города. В будущем году на них обещали что-нибудь выделить. Фото катастрофичного обмеления Волги в районе Балаково - издание "Суть" и группа "Типичный Балаково"