«Территория мифа» скульпторов Щербаковых

dalilaОткрывшаяся в Радищевском музее выставка «Территория мифа» братьев Щербаковых стала заметным культурным событием. Завершение ее стало не менее ярким, чем открытие, состоявшееся две недели назад. Настоящим подарком для поклонников творчества братьев Щербаковых стала встреча со скульпторами. Андрей Щербаков – скульптор, педагог, заслуженный художник РФ, член-корреспондент РАХ, работает в Саратове. Сергей Щербаков – скульптор, заслуженный художник РФ, работает в г.Волжский Волгоградской области. На встречу с ними пришли представители творческой интеллигенции и общественности города, искусствоведы, журналисты, а также коллеги и друзья художников. В непринужденной атмосфере каждый имел возможность получить ответы на интересующие вопросы у Андрея, которого хорошо знают саратовцы, и ближе познакомиться с Сергеем, приехавшим на встречу из Волгограда. Оба брата тяготели к пластическому искусству с юных лет, закончили сначала Саратовское художественное училище, затем ЛВПХУ им. В.И. Мухиной по специальности «Скульптура», старший - в 1987 году, еще в Советском Союзе, младший – в 1992 году, уже в новой России, когда художественное пространство России открывалось новым и старым, запретным ранее именам. Время, в которое происходило становление двух талантливых скульпторов, для одного стало периодом испытаний, для другого – временем новых возможностей. В 1990-годы Сергей становится автором мемориальных скульптурных композиций в Волгоградской области, куда он переезжает по окончанию учебы в вузе. Это «Памятник воинам-интернационалистам, погибшим в Афганистане», «Скорбящая мать» на мемориальном военном кладбище у села Россошка, скульптурные композиции в Германии (г.Франкенберг, фестиваль искусств) и «Памятник воинам и гражданам СССР, погибшим во II мировой войне» в Великобритании. Андрей в это время ведет творческий поиск в графике, закладывает основы «Вышитого проекта», позднее обретшего мощное самостоятельное звучание. Параллельно создает станковые вещи, соединяя новаторство и классику, и накапливает в себе внутреннюю энергию для дальнейшего развития. В 2000-е годы у Андрея появляется серия «Женщины-хищницы» как ответ на излишнюю эмансипацию женщины в ХХI веке, на её чрезмерную активность и агрессию. «Мне было важно показать, какова может быть сила женщины над мужчиной, и не над простым представителем сильного пола, а над облеченным властью», - говорит художник. И здесь Андрей Щербаков идет не от идеала женщины, а от противоположного образа. Вообще, как Андрею, так и Сергею свойственна глубокая проработка найденной темы, поэтому они создают не единичные скульптуры или композиции, а над целые серии образов. Одна из объемных серий, возникших в конце 1990-х годов – «Метаморфозы», работа над которой не исчерпала себя и сегодня. - Нам, мне и Сергею, всегда было интересно воплотить не какое-то сиюминутное эмоциональное состояние, а срез превращения, перехода из одной формы в другую, - рассказал на встрече Андрей Щербаков. Внимание зрителей было приковано и к вышитым композициям этого мастера. В них утвердилась своеобразная модель мироздания, возникшая из символов Мирового древа, единого корня, от которого прорастают ветви, а на ветвях происходит непрестанная борьба противоположных начал. Около 40 графических работ, легших в основу декоративно-фактурных композиций, создавались быстро, практически в течение года. Непосредственно вышивки создавались с участием Наталии Щербаковой как автора декоративного решения и Виталия Феофанова, исполнителя вышивки в уникальной технике «лицевого шитья в раскол», пришедшей из ХVI века. Несмотря на то, что «Вышитый проект» был отдельно представлен саратовскому зрителю (презентация состоялась в областном учебно-методическом центре в 2013 году), его нельзя назвать полностью завершенным. Основываясь на графических композициях, он переместился в графически-декоративную зону со скульптурным обрамлением, и, скорее всего, воплотится в серию барельефов, – об этом говорил и сам автор Андрей Щербаков. Важнейшей характеристикой творчества обоих братьев является широчайший диапазон – от малых скульптурных форм, декоративно-монументальной и станковой скульптуры до монументальных композиций. Причем в монументализме для них приобретает значение не столько масштаб городской и парковой скульптуры, сколько ее общественно-социальная функция. В соавторстве они создали такие мощные вещи, как «Молчащий колокол» и «Малолетним узникам концлагерей» в Парке Победы Саратова, «Сердце губернии» и «Памятник студенту» у здания СГСЭУ, «Ангел-хранитель города» и «Жертвам Чернобыльской катастрофы» в Волгограде. - Благодаря взаимопониманию и чувству локтя совместная работа над масштабными и трудоемкими проектами идет легче и быстрее, - говорит Андрей. Его личные работы городского звучания – Памятник первому ректору СГУ Василию Разумовскому, памятная доска Олегу Янковскому, памятник Олегу Табакову. Он мечтает воплотить в реальность монументальную композицию, посвященную легендарному режиссеру ТЮЗа Юрию Киселеву. В основе композиции, прошедшей не один конкурс, - шар как символ планетарного мышления этого человека и птица, символизирующая его высокий полет над бренной землей. На встрече прозвучал вопрос о скульпторах ХХ столетия, ставших творческими ориентирами художников. Сергей Щербаков назвал Эрнста Неизвестного, а Андрей Щербаков Александра Архипенко, Густава Вигеланда, Ивана Мештровича. Для Андрея Вигеланд является безусловным ориентиром в создании не просто скульптуры, а ее органичного существования в окружающем пространстве на примере созданного им Парка скульптуры в Осло. Американский скульптор украинского происхождения Архипенко близок А. Щербакову стилистически, а хорват Иван Мештрович, прославившийся как создатель памятников средневековому поэту и гуманисту Марко Маруличу, хорватскому просветителю Гргуру Нинскому, физику и изобретателю Николе Тесле, - покоряет своим талантом скульптура-монументалиста. Безусловно, ориентиры очень высокие, с такой планкой отдыхать Щербаковым некогда. Что касается будущих планов, то Сергей озвучил интерес к продолжению темы «человека-андроида», некой говорящей головы, прообразом которой можно считать профессора Доуэля. С другой стороны, ему интересен образ художника Ильи Машкова, который может воплотиться в качестве «двойного портрета» - самого художника и персонажа с его картины. Андрей Щербаков приоткрыл завесу тайны и сообщил, что хотел бы сделать «закрытый проект» - эротическую серию в малой скульптуре с использованием благородных металлов и полудрагоценных камней. Выставка стала безусловной удачей, ведь благодаря ей еще раз раскрылось высочайшее мастерство скульпторов Щербаковых, оригинальность их мышления, многогранность образов, свободное владение самыми разными инструментами и материалами: от пера и капиллярной ручки в графике до бронзы, алюминия, металлопластики в станковой скульптуре. Множество образов, связанных с мифами и преданиями различных эпох и народов, предстало в скульптуре Щербаковых. Но еще больше возникнет и воплотится в их неуемных душах, в их умных головах и крепких мужских руках. Юлия Сергеева