Что привезут на фестиваль Янковского и чем удивит саратовцев китайский режиссер: в театре драмы анонсировали новый сезон

В Саратовском академическом театре драмы имени И.А. Слонова состоялась пресс-конференция посвященная открытию театрального сезона.

222-й сезон откроется 13 сентября премьерой спектакля «Всё в саду» по пьесе Эдварда Олби в постановке художественного руководителя театра народного артиста России Григория Аредакова и сценографии Юрия Наместникова. 

Напомним, что первый показ психологического триллера по драме американского классика состоялся год назад. Тогда возникли некоторые вопросы, касающиеся авторских прав на использование произведения, но теперь они успешно разрешены. Спектакль «Всё в саду» возвращается в репертуар, в нем заняты ведущие артисты театра - Денис Кузнецов, Валерий Малинин, Елена Блохина, Екатерина Локтионова, Анастасия Парамонова, Максим Локтионов и другие.

А в конце сентября начнет свою работу Шестой Всероссийский театральный фестиваль имени Олега Янковского. На пресс-конференции рассказали, что впервые этот фестиваль разобьют на две части - сентябрьскую и апрельскую.

"Обычно театр открывает свои двери в начале октября. Но в этом году совпали наш выезд на гастроли, начало фестиваля имени Янковского и премьера на Малой сцене. На все это нужны силы, люди, средства. Поэтому было принято решение разбить фестиваль на два этапа. Для зрителей это даже плюс. Билеты недешевые, и они смогут сходить на несколько спектаклей, а не на один", - рассказал директор театра Владимир Петренко.

Сентябрьская часть фестиваля стартует 23-го сентября со спектакля Новокуйбышевского театра-студии «Грань», который за минувшие два года приобрел новый статус и название – Драматический театр «Грань». Талантливый молодой коллектив представит поклонникам первую работу, сделанную в статусе государственного театра – «Ученые женщины» Мольера в постановке и сценографии своего художественного руководителя Дениса Бокурадзе с участием выпускницы театрального факультета Саратовской консерватории Юлии Бокурадзе.

25 сентября, в день показа спектакля «Идиот», поставленного Иваном Комаровым и включенного в афишу фестиваля, на Малой сцене состоится встреча с помощником худрука МХТ имени Чехова и ректора Школы-студии МХАТ по спецпроектам, кандидатом искусствоведения Павлом Рудневым


Напомним, что Павел Андреевич приезжал на фестиваль в Саратов в 2020 году и презентовал свою книгу «Драма памяти. Очерки истории российской драматургии». В этом году он прочтет публичную лекцию на тему «Почему возникает режиссерский театр и зачем можно переосмыслять классику?» Надеемся, что в контексте последних премьер ТЮЗа и драмы, вызвавших споры и дискуссии, суждения авторитетного театрального ученого, профессионально занимающего изучением современного театра, будет любопытно всем интересующимся. 

Кстати, спектакль МХТ имени Чехова «Маскарад с закрытыми глазами» по мотивам пьесы Лермонтова «Маскарад» и повести Шницлера «Новелла о снах», который завершает сентябрьский фестивальный блок, тоже из числа тех, что рассматривают классические тексты через сегодняшнюю оптику. В нем за саратовскую актерскую школу отвечает исполнитель роли Казарина Артем Волобуев.

С 3 по 6 октября на Большой сцене театра состоятся гастроли  Смоленского театра драмы имени А.С. Грибоедова. Федеральный проект «Большие гастроли» уже несколько сезонов подряд позволяет российским театрам поддерживать творческие связи и обмениваться профессиональным опытом. В этом году гостями нашего города станут артисты из Смоленска. В их гастрольной афише постановки пьес Александра Островского, Фридриха Дюрренматта, Евгения Гришковца, Валентина Азерникова, музыкальная сказка для детей «Али-Баба».

А Саратовский театр драмы сначала примет участие в VIII Международном театральном фестивале «Русская сцена» в Махачкале со спектаклем «Кроткая» по Федору Достоевскому (напомним, что в этом году он получил рекордное количество призов на Областном фестивале «Золотой Арлекин»), а потом часть коллектива отправится в Смоленск, где покажет «Школу жён», «Мафию и нежные чувства», «Свидетеля обвинения», «Карусель по господину Фрейду» и «Вверх тормашками».


В это время на Малой сцене театра будут проходить завершающие репетиции спектакля «Мой цветок» по пьесе Юлии Вороновой («Дневник Алены Чижук», «Мы живем в чудесное время, Оля!»). В июле этого года режиссерский эскиз новой пьесы Юлии во время показов творческой лаборатории «Видимоневидимо» представил хорошо известный саратовцам артист и режиссер ТЮЗа Артем Кузин (ныне мастер курса театрального колледжа имени Леонида Филатова в Москве).

Психологическая лекция про семь кругов нарциссического сценария – такой подзаголовок она носит. Специально для нашего театра Юлия написала несколько драматических сцен на заданную тему, которые были показаны в рамках прошлых «Уроков Табакова» и прокомментированы психологом Сергеем Левитом. Эта идея так понравилась драматургу, что она, добавив в свое сочинение персонажей (теперь их не двое, а шестеро), превратила сцены в пьесу, которую сыграют Марина Абраменко, Сергей Ванин, Вероника Голованова, Игорь Игнатов, Светлана Москвина и Илья Ульянчев. 

Премьера спектакля «Мой цветок» состоится 5 октября. В этот день театр ждет в гости драматурга Юлию Воронову – теперь на Малой сцене будут идти уже три спектакля по ее замечательным текстам.

В октябре начнется работа над еще одним спектаклем, эскиз которого был представлен на июльской лаборатории «Видимоневидимо». Именно тогда состоялось  профессиональное знакомство с дипломником РГИСИ, молодым режиссером Шэ Муцзе, приехавшим учиться профессии в Санкт-Петербург из Китая. Для показа  выбрана пьеса китайского журналиста и драматурга Го Шисина «Птичники», которая успела стать настоящей сенсацией в театральном мире Пекина. 

Шэ увлек своим замыслом не только начинающих артистов, но и опытных мастеров, участвовавших в репетициях. По достигнутой договоренности с театральным институтом Санкт-Петербурга в этом сезоне на Малой сцене театра состоится премьера дипломного спектакля молодого китайского режиссера. Об этой работе тепло высказался худрук театра драмы Григорий Аредаков: "Мне очень понравилась эта вещь, а меня сложно удивить. Там все не по Станиславскому. Там не проживают что-то на сцене, а показывают". 

До конца календарного года саратовцев ожидает еще одна премьера: Григорий Аредаков приступил к репетициям спектакля по пьесе Александра Островского «Без вины виноватые». 

«Театральные актеры – это особые существа, это небесная когорта, не знающая денег и славы, – считает Григорий Анисимович. – Тех денег и той славы, которые получают сегодня, порою ни за что, их проворные «коллеги». Зрители мало знакомы с нашей изнурительной профессией, в которой радость и горе неразделимы. Хочется рассказать об этом словами человека, понимавшего и любившего актеров сцены, русской сцены, как никто. И, конечно, подарить нашим мастерам и молодежи прекрасные роли. По этой части наш классик тоже остается непревзойденным».

В предстоящей премьере заняты артисты Татьяна Родионова, Виктор Мамонов, Андрей Седов, Зоя Юдина, Андрей Казаков, Максим Локтионов, Евгения Торгашова, Александр Каспаров, Денис Кузнецов, Анастасия Парамонова, Вероника Голованова, Алиса Зыкина, студенты мастерской Григория Аредакова.

В минувшем сезоне творческий проект для школьников «Факультет нужных вещей» пополнился новым экспериментальным форматом, который быстро стал популярным и востребованным. В этом сезоне в афише проекта появится новое название: после произведений Достоевского, Гоголя и Паустовского юным зрителям и их учителям предложат посвятить очередной театральный урок рассказам Антона Павловича Чехова.

В этом сезоне на Большой сцене будет продолжена игра дипломного спектакля «Вишневый сад» по пьесе Антона Чехова (мастерская Юрия Кудинова), премьера которого состоялась в последних числах июня этого года.


На весну намечены еще две премьеры: народный артист России Александр Кузин («Бешеные деньги», «Карусель по господину Фрейду») готовит для зрителей постановку любимой классической пьесы, а Иван Комаров («Анна Каренина», «Идиот») решил обратиться к инсценировке одного из самых талантливых, ярких и обсуждаемых отечественных романов последних лет.