В Радищевском музее открылась выставка фотографий, выполненных с помощью старых пленочных камер и новых творческих приемов.
Авторами работ стали художники саратовской студии фото и кино «Фотокрыжовник» под руководством Марины Карачаровской – победители международных и всероссийских кинофестивалей «Киномеханика» и «Саратовские страдания». Выставка в Радищевском музее стала призом за победу в спецноминации Всероссийского фестиваля киноработ об архитектуре «Кинза 4», объявленной компаний «Скрипка Девелопмент».
- Это серьезное событие в жизни художников, учитывая их молодой возраст. Музейное расписание составляется за полтора-два года и согласовывается очень долго. Здесь все сложилось, расходы на себя взяла «Скрипка девелопмент», - отметил председатель правления Союза саратовских архитекторов Евгений Спирин, помогавший художникам.
Названием выставки стала строка из стихотворения Даниила Хармса – «Рукой саратовской в мыло уйду». Студийцы считают, что философия их творчества совпадает с новаторским подходом поэта-авангардиста, к тому же некоторые аппараты в 90-е годы называли «мыльницами».
В «Фотокрыжовнике» снимают на пленочные камеры «Зенит», «Зоркий», «Смена», Орион», Pentax, Canon и применяют неожиданные эффекты. Например, съемку сквозь самостоятельно изготовленную призму или через упаковку от цветов и даже кусочки ситца. К слову, в конце прошлого века в современной фотографии возникло новое направление - ломография (фото, выполненные на аппарате «Ломо Компакт-Автомат» Ленинградского оптико-механического объединения и нарушением академических правил съемки).
Марина Карачаровская рассказала об архивных технологиях: «В тёмной комнате (особом пространстве студии, где работа с плёнкой ведётся в полной темноте) руки заменяют тебе глаза, руками смотришь, а потом остаётся только поздороваться глазами с тем, что увидели руки».
На выставке представлены рукотворные работы, сделанные в экспедиции по Саратовской области - на Увеке, в селе Лох, Чардыме, Сосновке, а также в Санкт-Петербурге. Одна дна из участниц, Анастасия Клёнова уверена, что фотографии художников «Фотокрыжовника» об «эстетизированной повседневности». Это загадочное высказывание, выраженное экспериментальными художественными средствами.
Евгений Спирин поделился своим видением:
- Мы говорим об аутентичности, вспоминая Боголюбовскую школу живописи. Но если 100 лет назад обратиться, тоже самое и происходило - тогда первые мастерские открылись и стали набрать простых ребят, у которых бы талант. Мы получили саратовскую школу, которая сегодня как минимум вторая на территории российской федерации. Возможно, эти ребята и есть новые боголюбовцы. И впоследствии создадут что-то такое, что прославит Саратов в художественном смысле.
Справка "БВ". Детская школа фотографии и видеографии открылась в саратовском Доме детского творчества в 2017 году. В год занятия посещают более 70 человек. В рамках фотошколы они снимают городские мероприятия, а также участвуют в различных акциях — например, по сохранению исторических домов.Нина Денисова