Искусственный интеллект может все - от озвучивания до актерских работ «цифрового человека» и захватывающих сценических шоу таких знаменитостей, как Джуди Гарленд, Джеймс Дин и Элвис. Они, может, и мертвы, но вот их зарплаты бессмертны, пишет Bloomberg.
Карьера актера Джеймса Дина трагически оборвалась в 1955 году, но его наследие продолжает приносить прибыль с помощью искусственного интеллекта. Наряду с Джуди Гарленд, Лоуренса Оливье и Берта Рейнольдса, его наследники подписали контракт со стартапом по клонированию голоса с помощью искусственного интеллекта ElevenLabs в рамках проекта компании «Знаковые голоса».
Теперь актеры озвучивают книги, статьи и другие текстовые материалы, помещенные в приложение Reader от ElevenLabs; по сути, Гарленд теперь может прочитать вам «Удивительного волшебника из страны Оз» или вашу налоговую декларацию — выбор за вами.
Индустрия мертвых знаменитостей оказалась прибыльной. Несмотря на то, что на момент смерти Майкл Джексон имел долг около 500 миллионов долларов, его состояние, по данным журнала People, составило 2 миллиарда долларов. И все - благодаря таким проектам, как музыкальный автомат и даже посмертные альбомы с работами, созданными при его жизни. Однако достижения в области искусственного интеллекта означают, что покойный музыкант все еще может создавать новое искусство.
Джуди Гарланд в фильме «Звезда родилась». Фото: Bettmann/Getty Images
Марк Реслер, юрист по интеллектуальной собственности, представлял интересы более 3000 знаменитостей, большинство из которых уже умерли, и заключил около 30 000 сделок от их имени с момента основания своей компании CMG Worldwide Inc. более четырех десятилетий назад. Среди текущих клиентов, включая Розу Паркс и Малкольма Икса, он договорился с Джерри Гарсией о его собственной сделке ElevenLabs.
Альберт Эйнштейн, Алан Тьюринг и Майя Энджелоу собираются провести мастер-классы в следующем году.
По словам Реслера, есть два основных способа, которыми живая знаменитость зарабатывает деньги. Первый — это личные услуги, которые для музыканта вроде Принса были бы доходом от его концертов и песен. Второй — интеллектуальная собственность, которая независима от этих услуг и может быть чем угодно, от авторских прав до изображений.
Когда знаменитость умирает, доход от личных услуг немедленно истекает, оставляя ее наследникам только доход от интеллектуальной собственности, который, как обнаружил Реслер, раньше снижался в среднем на 10% в год, но теперь может расти. «Мне помогли все технологические изменения, такие как ИИ», — говорит он. «Что касается интеллектуальной собственности, то ее можно использовать по-разному».
В следующем году ИИ-версия Майи Энджелоу должна провести мастер-класс. Фотограф: Аарон Рапопорт/Getty Images
Например, Трэвис Клойд, основатель и главный исполнительный директор Worldwide XR (где Реслер является председателем), пригласил Дина в фильм «Возвращение в Эдем», который в настоящее время находится в производстве. С мертвыми знаменитостями у режиссеров теперь есть два пути, говорит Клойд: «Вы можете либо нанять актера, либо теперь, благодаря технологиям, вы можете создать цифрового Джеймса Дина».
Последний процесс начинается с базы исходного материала, так называемых устаревших активов, которые даже включают семейные видео. Они подвергаются машинному обучению для создания цифровой модели актера. Затем создаются другие элементы с использованием двойников для текстуры кожи и движения, а вокал накладывается поверх.
Это похоже на то, как Пол Уокер («Форсаж 7») и Питер Кушинг («Изгой-один. Звездные войны. Истории») сделали свои спорные появления при помощи технологии CGI почти десять лет назад. Большая роль Яна Холма, который умер в 2020 году, в вышедшем этим летом фильме «Чужой: Ромул» вызвала бурю критики и мало что сделала для того, чтобы успокоить этические дебаты вокруг ИИ, хотя его вдова, дети и наследники согласились на его участие в съемках.
Голливуд медленно присоединяется к проессу после того, как прошлогодние забастовки актеров и писателей застопорили индустрию из-за ряда проблем, главной из которых был ИИ. В августе SAG-Aftra («Гильдия киноактёров — Американская федерация теле- и радиоартистов») достигла соглашения, позволяющего брендам воспроизводить голоса живых актеров в аудиорекламе с ИИ.
Для мертвых, говорит Клойд, условия будут диктовать серьезные требования. По его словам, потенциал для того, чтобы проекты ИИ стали основным источником дохода для поместий знаменитостей в течение следующих пяти лет, огромен: «С ростом цифровых платформ, потоковых сервисов и виртуальных впечатлений у знаменитостей появилось множество возможностей монетизировать свое наследие новыми и захватывающими способами».
Яфет Котто, Сигурни Уивер и Иэн Холм (справа) в оригинальном «Чужом». ИИ-версия ныне покойного Холма снялась 45 лет спустя в «Чужом: Ромул» этим летом. Источник: Alamy
Возьмем, к примеру, ABBA Voyage, который открылся в Лондоне в мае 2022 года и зарабатывал более 2 миллионов долларов в неделю на концертах с участием омоложенных виртуальных аватаров шведских поп-звезд. Хотя четверка сотрудничала с шоу и все были еще живы на момент публикации, эти CGI-рендеры теоретически могли бы продолжать приносить деньги еще долго после их смерти.
Не все в этом убеждены. Джефф Джампол, который управляет «неактивными артистами», включая Дженис Джоплин и The Doors, считает ИИ «неудачным вариантом». Он отклонил предложения воспроизвести голос Джима Моррисона и называет эту технологию модой, похожей на невзаимозаменяемые токены, или NFT. «Следует что-то еще», — говорит он, отмечая, что за десятилетия работы в отрасли «волны приходят и уходят». Но в основном «я не могу вложить в уста Джима Моррисона ничего, чего он никогда не говорил. Это было бы издевательством».
Джампол сравнивает управление наследием артиста с шестью спичками в камине. Каждое предприятие, в котором они участвуют, похоже на чирканье спичкой. «Они подносят ее к камину, и камин загорается, а затем через девять секунд спичка гаснет. Вы остаетесь с пустым, холодным, темным камином и одной сгоревшей спичкой. «Просто повторите это пять раз, и это конец наследия на 25 лет», — говорит он. «То, как они жили, что они говорили и что они создавали, — это их наследие. Я не могу этого изменить».
Концерты ABBA Voyage используют омоложенные виртуальные аватары шведских поп-звезд и потенциально могут продолжаться долгое время после их смерти. Фотограф: Йохан Перссон/ABBA Voyage
Свана Гисла, номинированная на премии «Эмми» и «Грэмми» сопродюсер ABBA Voyage, которая не использовала ИИ для клонирования певцов, считает, что есть одно ключевое место, в котором новые технологии не справляются.
«Мы всегда будем искать ту эмоциональную связь, которая лежит в основе той коммуникации, которую приносит искусство», — говорит она, «и ИИ никогда не обеспечит эту коммуникацию и не заменит артистизм в какой-либо форме».
Возможно, самое большое испытание ИИ произойдет следующей весной, когда премьера Elvis Evolution состоится в ExCeL London и король рок-н-ролла выступит впервые за более чем 45 лет. Для почти двухчасового захватывающего биографического фильма запечатлеть сценическое присутствие иконы в форме голограммы было непростой задачей, говорит Эндрю МакГиннесс, основатель и генеральный директор Layered Reality, продюсер шоу.
Выступление Элвиса на концерте «Aloha from Hawaii» в январе 1973 года. Источник: Elvis Presley Enterprises LLC
«Это не какая-то выдумка или работа цифрового художника», — говорит он. «На самом деле шоу произведено из его реальных выступлений, его реальных движений лица, его реальной структуры голоса». Для создания цифрового двойника Элвиса требуются сотни часов выступлений и домашних видео, загруженных в программное обеспечение ИИ. Layered Reality имела доступ ко всему архиву его дома, ставшего музеем Грейсленд.
«Если хотите, можете увидеть, что он ел на обед в определенный день 45 лет назад», — говорит МакГиннесс. Любимые блюда Элвиса будут доступны поклонникам в баре, который поддерживает атмосферу 1960-х годов, сразу после шоу.
Будет ли в меню скандально известный сэндвич с арахисовым маслом, бананом и беконом? МакГиннесс держит это втайне.