«Deutsche Welle»: Путину нужна такая Украина, которая никогда не станет источником или проводником угрозы для Москвы.
Единственным возможным решением геополитического спора между Москвой и Западом является нейтральная Украина, — считает Клиффорд Гэдди. Старший научный сотрудник экспертно-аналитического центра «Brookings Institution» дал интервью немецкой медиакомпании «Deutsche Welle».
Евросоюз только что решил расширить санкции против России по результатам воскресного референдума, прошедшего в двух регионах Восточной Украины. Какими будут следующие шаги Соединённых Штатов? Будут ли новые санкции на пути к президентским выборам на Украине, которые состоятся 25 мая? Или ещё не исчерпаны возможности для переговорного процесса?
То, чем в первую очередь займутся США и ЕС во время подготовки к выборам, — это повторение угрозы расширения санкций в случае, если Россия попытается вмешаться в выборный процесс. Для США это чрезвычайно важно: американская администрация явно отчаянно пытается выпутаться из противостояния с Россией, но действовать при этом нужно так, чтобы сохранить лицо.
И какое решение помогло бы сохранить лицо США и ЕС?
Они хотят убедить Россию сесть за стол переговоров, разработать в некоторой степени «финскую модель» для Украины — точнее, для территориально целостной Украины (за исключением Крыма), то есть, номинально независимой и суверенной страны, придерживающейся строгого нейтралитета. Такое решение совершенно определённо не включает в себя никакого сотрудничества с НАТО.
Но этот результат ещё нужно расписать как очередную победу Запада и, соответственно, уступку со стороны Путина. Это всё пиар, потому что на самом деле Путин хотел бы именно такого решения, оно ему полностью подходит. Для России нужна такая Украина, которая никогда не станет источником или проводником угрозы для Москвы, и которую получится до определённой степени контролировать.
А оказывают ли санкции какое-либо воздействие на Россию?
Санкции, безусловно, болезненны. Влияют ли они негативно на российскую экономику? Можно совершенно точно утверждать, что да. Расширение санкций усилит проблемы России. Но оказывают ли они влияние на изменение российских целей, стратегии и методов действия? Нет, в этом смысле они совершенно неэффективны. И дальнейшие санкции не приведут ни к чему.
Почему русские так устойчивы к экономическому давлению?
Они выдержат более сильное воздействие, чем мы сами готовы оказать, да и нельзя забывать, что любые санкции бьют и по Западу. Такова уж русская история, русская история и русская психология. Существует определённый культ жертвенности, являющийся частью русской национальной идентичности. Никто и никогда не ставил русских на колени, никогда они не подчинялись внешним силам. При необходимости они будут сражаться до последнего человека.
Перевод Александра Заворотнего