Зачем возвращали земли Саратовского авиазавода? Здесь мусор и собаки, а «Соколу» не дают гектар под оборонное производство

Об этом и многом другом шла речь на переговорной площадке «Авиационно-космический потенциал в развитии региона, страны, международных связей» в рамках Гражданского форума, инициированного областной Общественной палатой. Тема авиапрома для Саратовской области болезненна и специфична. Слишком многое напоминает об утрате – уничтоженном в 2000-ые годы авиационном заводе, для которого не стал спасением ни статус стратегического предприятия, ни выпускавшийся еще в 90-ые надежный неприхотливый среднемагистральный лайнер Як-42. Выступивший на встрече ветеран САЗа общественный активист Александр Бернадский напомнил о славном прошлом предприятия, подчеркнув, что за тридцать лет в стране не появилось нового российского гражданского самолета. Насквозь импортный Sukhoi Superjet 100 не считается, к тому же вместимость лайнера оставляет желать лучшего. Надежды на МС-21 сбудутся нескоро. По сведениям оратора, 90% его агрегатов и узлов – импортные, изготовление отечественных комплектующих происходит на импортном же оборудовании.
 - До не давнего времени и материалы, из которых должен создаваться самолет, были импортными, сейчас крыло для МС-21 делает АО «Аэрокомпозит-Ульяновск», но оно изготавливается на импортном оборудовании, - описал ситуацию ветеран авиазавода. – Мы были на производстве в Ульяновске, стоят японские линии, немецкие, для шлифовальных станков требуется песок строго из Австралии, и вот мешков с этим песком на заводе целый запас. Это я к тому, в какой глубокой яме мы находимся.
Александр Бернадский рассказал, как пробивал несколько лет идею изготовления в России подшипника, который используется в «Боингах» и «Аэрбасах»:  - Создатель этого подшипника – мой родной брат Марк Бернадский, проживающий в США. Подшипник способен выдерживать нагрузки в десятки раз выше, чем наши российские, и он сейчас, в условиях санкций, нам очень бы пригодился. Я писал министру промышленности РФ Мантурову, писал полпреду Бабичу, пытался заинтересовать наш подшипниковый завод. Везде отказы, мне Мантуров в 2016 году ответил, что выпускать такой подшипник экономически нецелесообразно, я этот ответ для себя так перевожу: русские руки ни на что не способны, русскими руками сделать ничего нельзя. Это большой федеральный чин так считает! В 2019 году я отдал весь пакет документов одному заводу в Томске, делает ли он что-то, я сказать не могу. На мой взгляд, в импортозамещении в России по-настоящему заинтересован только один человек – это Владимир Владимирович Путин. Оживление в российском авиастроении возникло еще до начала СВО, когда авиапром начал всерьез готовиться к производству самолета МС-21. При этом было открыто большое госфинансирование, однако заводам-членам программы не хватало кадров и мощностей, чтобы освоить средства:
 - От нашего завода «Сокол» ЗАО «САЗ» мы в 2021 году побывали на ульяновском «Аэрокомпозите», в «Авиастар СП», - рассказал Бернадский на переговорной площадке. – И коллеги ульяновские нам пожаловались, что не хватает ни людей, ни оборудования, чтобы оперативно закрыть весь фронт работ, говорили, что готовы часть заказа на изготовление компонентов для МС-21 отдать к нам в Саратов. Я сразу обратился в наше министерство промышленности, но мне как-то вяло очень посоветовали съездить в Петровск, там есть какая-то территория особая. Но одно дело я туда пойду, а другое дело министерство даст команду подхватить объемы из Ульяновска. Ведь какая была возможность загрузить работой нашу промышленность! Петровский «Молот» какой год уже ищет загрузку? Хорошо, у нас в этом году такой ГОЗ, что ни на что другое сил не остается, но есть в Саратове и в области заводы, которые были бы очень рады принять заказы.
По мнению ветерана САЗа, финансы, выделенные на построение в РФ технологического суверенитета, пока что обходят Саратов и область стороной: - Почему в Алабуге в Татарстане строят с нуля огромный механообрабатывающий центр, получили под это громадное финансирование? А в Ульяновск на авиапром какие деньги идут! Если бы наша власть в прошлом году постаралась Ульяновску помочь и взяла часть заказов, то, может, и мы бы сейчас вслед за этим городом получили объемы и деньги. А то Саратова будто не существует. Задал Вячеславу Викторовичу Володину в мае вопрос на прямой линии, когда в программу по возрождению отечественной авиации войдем? Мы работаем над этим, ответили мне. Не дает покоя ветерану и ситуация с землями саратовского авиазавода:
 - Это готовая площадка под промышленное производство, со всеми коммуникациями! Нам говорили, что на землях САЗа будет два технопарка: на месте котлована под «Икею» государственный, а на площадке бывшего аэродрома – частный. В итоге нет ни одного, территория зарастает мусором, на ней плодятся бродячие собаки, а когда мы, завод «Сокол» ЗАО «САЗ», попросили себе один гектар, чтобы поставить дополнительные цеха, нам землю не дали! Нам цеха нужны под гособоронзаказ – все равно землю не дают. Почему Столыпинский технопарк для размещения промпредприятий землю дает где-то в Елшанке, где коммуникаций нужных нет, а земли САЗа зарастают бурьяном?
Отметим, что в областном центре и Энгельсе на авиакосмическую промышленность работает немало предприятий, если бы все они с таким же жаром защищали свои интересы на любых площадках, где только возможно, авиапром в регионе не ассоциировался бы в первую очередь с САЗом, криминалом и трагической судьбой. Между тем, на площадке в Общественной палате были раскрыты и другие аспекты темы, связанные с авиацией. Замминистра транспорта Иван Козаченко рассказал о межрегиональных авиаперевозках, дотируемых из федерального и региональных бюджетов (34% - федеральная казна, по 33% - бюджеты регионов, которые связывает маршрут). Благодаря этой форме стали возможны такие маршруты, как Нижний Новгород - Казань – Екатеринбург – Махачкала и другие. Директор по стратегическим коммуникациям аэропорта «Гагарин» Константин Романовский сообщил, что с 12 декабря из Саратова можно будет летать в Ереван, рейсы будет осуществлять авиакомпания из Республики Армения. Участники обсуждения пожелали видеть более разнообразной карту полетов из «Гагарина», однако вопрос упирается в загрузку рейсов и экономическую целесообразность. «Гагарин» относится к аэропортам с пассажиропотоком порядка 1 млн человек в год, в то время как в Самаре, которую любят ставить в пример, годовой пассажиропоток – порядка 3 млн человек. Тем не менее, раньше саратовский аэропорт был на 45 месте по пассажиропотоку, а теперь уже на 30-м.