За ошибку в отчетности ФНС на 230 млн рублей ответит только один экс-руководитель саратовского "Сплава"

Только в кассации конкурсному управляющему Екатерине Любочко саратовского ООО "Сплав" удалось привлечь к субсидиарной ответственности одного из руководителей компании Александра Тузлукова. Поводом для ее банкротства стала ошибка в финотчетности. Возврат в конкурсную массу имущества компании в Заводском районе оспаривают жены бывших учредителей.  Саратовский арбитраж удовлетворил ходатайство о привлечении экс-гендиректора компании "Сплав" к субсидиарной ответственности на сумму более 230 млн рублей.  Добиться этого удалось после нескольких месяцев судебных разбирательств: первая инстанция отклонила в октябре прошлого года заявление о привлечении к субсидиарке и г-на Тузлукова (2015-2016 годы), и его предшественника Александра Малякина (2005-2016 годы), а также ее собственников Александра Кана и Алексея Клусова (известного как ликвидатор ООО «Саратовгресстрой-Балаково»). Апелляция решение засилила, но кассация отменила его в части привлечения Тузлукова и Малякина.
Претензия к ним была выделена в обособленный спор и вновь направлена в первую инстанцию, в начале ноября приняв решение о привлечении контролирующих лиц к ответственности. В банкротной карточке, впрочем, отметка о привлечении стоит только напротив Тузлукова. 
БВ писал, что банкротство "Сплава" стартовало с подачи строительной компании ООО «СЗ «Зодчий», которую впоследствии сочли аффилированной - у компаний одно время были одни и те же учредители - и требовали привлечь к субсидиарной ответственности за ее же должника.  Первый иск о субсидиарке подавала конкурсный управляющий Екатерина Любочко осенью 2021 года. Повод - проданный «Зодчему» грузовой автопарк и все та же ошибка в налоговой декларации. В 2014 году из-за ошибки при подаче налоговой отчетности произошел сбой и «Сплаву» насчитали налоги со штрафами на 166 млн рублей. Компания подала в суд, но проиграла. Она пыталась продолжать работу, распродавала имущество, чтобы погасить долги, но все равно угодила в банкротство. А в 2022 году, через год после подачи ходатайства конкурсным управляющим, субсидиарки на те же 230 млн потребовало уже УФНС по Саратовской области.
Оба заявления в суде рассматривались параллельно, поскольку состав ответственных лиц несколько отличался. Конкурсный управляющий требовала призвать к ответу бывших руководителей компании и последних ее собственников. Первоначально в ходатайстве фигурировало также ООО СЗ «Зодчий» и первые 3 соучредителя - Алексей ГригорьевРоман Рыбалкин и Константин Шишкин, вышедшие из бизнеса еще в 2016 году, но потом требования были уточнены.
В свою очередь УФНС требовал разделить обязательства заплатить 230 млн рублей на весь первый состав собственников, двух директоров, «Зодчего» и Максима Шишкина — последних налоговая считала выгодоприобретателями от сделки с автопарком «Сплава». Но к Клусову и Кану УФНС претензий не имело. Первым суды в Саратове разобрали заявление налоговой и вынесли по нему положительное решение. Весной этого года дело добралось до кассации и в ходе разбирательств был сделан вывод о наличии между «Сплавом» и «Зодчим» «длительных хозяйственных отношений, не свойственных для иных хозяйствующих субъектов при обычном ведении деятельности». А предыдущая инстанция посчитала, что достоверная дата банкротства - не ранее 3 квартала 2016 года, и причина ухудшения дел в компании - вывод активов должника и перевод бизнеса на компанию-дублера, а вовсе не споры «Сплава» с налоговой.
Но арбитраж в Казани эти решения отменил и отправил дело на новое рассмотрение. В ноябре арбитраж отказал налоговой в удовлетворении ходатайства, а в заявлении конкурсного управляющего одобрил субсидиарку лишь для Малякина и Тузлукова, приостановив, впрочем, его рассмотрение в части определения ее размера - до окончания расчетов с кредиторами. Буквально все стороны кроме конкурсного управляющего уже подали заявления в апелляцию. 
Вслед за этим Рыбалкин, Григорьев, а также братья Константин и Максим Шишкины ходатайствовали об отмене обеспечительных мер. В рамках заявлений о субсидиарке были наложены аресты на имущество и счета каждого из них, а также "Зодчего" и экс-руководителей на суммы 202-231 млн рублей. В связи с тем, что заявления о субсидиарке отменены, суд согласился снять и обеспечение. Однако налоговая подала новое ходатайство о наложении обеспечения. Отдельная битва в судах всех инстанций развернулась за имущество "Сплава". В апреле 2016 года компания продала экс-учредителям - вышли из состава буквально за несколько дней до сделки - недвижимость на ул. Крымский проезд, 9 в Саратове. Речь идет о праве аренды земельного участка (13,3 тыс.кв.м.), двух нежилых зданиях (2,5 тыс.кв.м.), ангаре (253,8 кв.м.) и подъездном пути (378 метров).  В декабре прошлого года налоговая добилась признания сделки недействительной и возврата имущества в конкурсную массу. Решение устояло в том числе в кассации. Однако в дело с декабря рвутся супруги экс-учредителей "Сплава" Светлана Рыбалкина, Екатерина Шишкина и Анна Григорьева.  В ноябре арбитраж отклонил их ходатайства о восстановлении срока на подачу заявления о пересмотре определения суда по вновь открывшимся обстоятельствам.  В конце ноября текущего года все три дамы подали апелляции, обжалуя вынесенное в конце прошлого года решение о признании сделки по недвижимости недействительной. Все три заявления пока оставлены без движения. 
Справка БВ. ООО «Сплав» зарегистрировано в 2005 году, основной вид деятельности - агент по оптовой торговле металлами. С 2016-го года учредители - Алексей Клусов и Александр Кан. Сведения о последнем указаны как недостоверные. Выручка 2022 года - 0 рублей.
Светлана Кнопкина